Дофамин и удовольствие от жизни

Часто ли человек испытывает радость и удовольствие от того, что он делает? Если каждый придирчиво посмотрит на свою жизнь, то сможет обнаружить, что далеко не каждое действие приносит удовлетворение. Чаще происходит наоборот: многие действия, казалось бы, полезные и нужные, а радости от них нет. Почему так происходит? Вероятнее всего, у человека мощный дофаминовый сбой.

О дофамине простым языком

Дофамин – нейромедиатор удовольствия, этот гормон заставляет нас подолгу заниматься чем-то любимым, не теряя энергии. Именно он даёт человеку ощущение вознаграждения за проделанную работу, даже если это не выражается в деньгах или предметно. Как работает дофамин? Человек что-то делает – у него это получается – чувствует удовлетворение, эйфорию. Хочется и дальше заниматься подобным, продвигаться, повышать свой уровень. Хочется повторить и закрепить положительный опыт. И самое ценное, что выносит для себя человек, – «У меня получилось»! Надо ли объяснять, что такие субъективные переживания помогают человеку обучаться и развиваться? Дофамин даёт сильнейшую мотивацию, побуждение к дальнейшим действиям! Но именно про этот аспект люди часто забывают, а может, и не знают.

Дофамин как мотиватор

Прежде всего, про тонкие гормональные настройки не должны забывать родители, когда воспитывают детей. Именно в детстве познавательный интерес к миру самый высокий, ребёнок изучает всё вокруг и находит что-то интересное для себя. Что происходит дальше? Например, ребёнок чем-то увлечённо занимается – конструированием, рисованием, копанием в земле, лазанием по деревьям – да чем угодно. У него получается, ему нравится, дофамин «говорит» малышу, что он молодец. Но тут приходит прагматичный взрослый и сообщает, что «лучше бы заняться чем-то полезным и нужным вместо валяния дурака».

Как правило, такие установки сразу же обесценивают все усилия ребёнка и приводят к разочарованию. У ребёнка всё было хорошо до этих оценочных суждений, у него получалось, и ему было интересно. Он понимал, что можно получать удовольствие от самого процесса, от делания чего-то. Результатом здесь становятся и итог работы, и ощущение значимости, то самое удовлетворение. То есть два результата вместо одного! Взрослый, авторитетный для малыша, человек, говоря, что это всё ерунда, разом перечёркивает оба результата, и это очень вредно.

В следующий раз малыш, может, и займётся этим делом, но уже с чувством вины, с пониманием незначительности и ничтожности таких занятий. Дофамина нет и не предвидится. Если такие ситуации возникают часто, то ребёнок привыкает делать не то, что нравится, а то, что нужно. Без всякого удовольствия. Происходит первый дофаминовый сбой.

Школа без дофамина

В школе преобладает такая модель обучения: фиксация на ошибках и выставление отметок. Система предполагает, что процесс обучения как бы не важен, имеет значение только результат – некая оценка, лучше положительная. Как часто случается, что ребёнок старается, но у него не получается сразу хорошо? Да постоянно так выходит, это нормально, пока ученик в стадии обучения. Но итогом стараний могут стать «2» или «3» из-за малейших помарок. Усилия вложены, а чувства удовлетворения нет, дофамин не выделяется, положительный опыт не закреплён. Обучаясь в таком режиме, ребёнок привыкает работать так, чтоб только не получить «двойку» и нагоняй, а не ради удовольствия. Стоит ли говорить, что за 11 лет в школе это может истощить его мотивацию и энергию полностью? Это второй мощнейший дофаминовый сбой.

И что в итоге? Миллионы взрослых, которые не знают, что они любят и что им приносит удовольствие. Они многое умеют, но ничего не хотят. Их научили «как надо», только это было нужно не им самим, а социуму. Если дофамина в жизни человека нет, ситуацию надо срочно исправлять.

Ссылка на основную публикацию